15 фактов, которые стоит знать при приобретении изделий Фаберже

Все, что нужно знать об изделиях Фаберже — клейма мастеров, возможные подделки и что на рынке значит императорский провенанс.

 

1. Не только яйца 😄 

 

Хотя великолепные украшенные драгоценными камнями и эмалью пасхальные яйца сделали Дом Фаберже знаменитым, они представляют собой лишь часть его художественного творческого наследия. Мастера Фаберже превращали все от портсигаров и до каминных часов в высокохудожественные произведения искусства.

Способность улучшать ценность предметов, применяя сложные технологии эмалирования, покрытие золотом и отделку драгоценными камней, принесла Фаберже международную известность во всех королевских дворах Европы. Даже его соперники того периода, Картье и Тиффани, явно черпали вдохновение из работ великого русского ювелира.

 

2. И, все-таки, яйца Фаберже прекрасны 🙌 

 

Императорская семья стала самым важным клиентом фирмы Фаберже. Петер Карл Фаберже впервые привлек внимание российской императорской семьи на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году, где он продемонстрировал точную копию золотого браслета 4-го века до н. э. из коллекции скифских сокровищ в музее Эрмитаж. 


Император Александр III был настолько поражен точностью копии Фаберже, что произведения ювелира были выставлены на всеобщее обозрение в музее Эрмитаж, представляя исключительно искусную работу российских мастеров.

В 1885 году Дом Фаберже был удостоен титула «Поставщик двора Его Императорского Величества» и получил свой первый заказ на изготовление императорского пасхального яйца. Всего было изготовлено более 50 яиц Фаберже, а дизайн и создание каждого из них мастерами фирмы занимали более года. Сейчас такие объекты появляются на рынке исключительно редко и поэтому представляют чрезвычайный интерес.

 

Ротшильдовское яйцо (слева) и Зимнее яйцо (справа), которое Николай II подарил своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1913 года.

 

 

3. Остерегайтесь подделок 🏆 

 

Большой успех фирмы Фаберже означал, что ее работы с самого начала копировались и подделывались. Вот почему важно ознакомиться с как можно большим количеством изделий, предлагаемым авторитетными аукционными домами. В частности, стоит изучить качество покрытия эмалями, четкость чеканки и общий дизайн работ.
Работы, которые имитируют Фаберже, часто излишне декорированы императорской символикой, например, двуглавым орлом. Даже возраст изделия может оказаться обманчивым, потому что на рынке иногда встречаются старинные поделки, которые были отделаны фирменными русскими клеймами фирмы Фаберже, чтобы повысить их ценность. Такие фирменные клейма должны рассматриваться в самую последнюю очередь.

 

4. Фаберже стал первооткрывателем техники покрытия эмалями 

 

После окончания грандиозного путешествия по сокровищницам Европы и на основе собственного опыт ремонта и восстановления раритетов в музее Эрмитаж, Фаберже возродил различные техники покрытия эмалями и расширил свои дизайнерские возможности. Фаберже удалось изобрести более 145 новых оттенков покрытия эмалями.

Эмали Фаберже часто создавались наложением нескольких слоев эмали различных цветов для создания впечатления глубины. Результатом становилась поверхность, которая захватывала движущийся свет. При поиске работ с фирменной техникой Фаберже важно внимательно рассматривать слои эмали. Поверхность должна иметь гладкий блеск, а в стекле должны иметься лишь минимальные следы обжига или пузырьков.

 

5. Главные мастера обладали своим собственным стилем ⭐

 

Когда в 1882 году Карл Фаберже и его брат Агафон приняли ювелирный бизнес своего отца, выпуск изделий увеличивался настолько быстро, что они не могли управлять всеми мастерскими самостоятельно. Карл Фаберже принял решение нанять высококвалифицированных ювелиров, чтобы руководить собственными мастерскими под маркой Фаберже.

 

Главные мастера выработали свои собственные характерные стили, а готовое изделие должно было быть одобрено самим Карлом Фаберже или одним из его заместителей.

Когда вы рассматриваете изделие, будет полезным понимать типы работ, в которых специализировался каждый из мастеров. Например, стиль мастерской Михаила Перхина относится к неорококо и ренессансу. Он также известен использованием разноцветного золота.

 

Украшенный драгоценными камнями, золотом и позолоченным серебром, покрытый эмалями портсигар с фирменным клеймом «Фаберже» и клеймом мастера Хенрика Вигстрёма, Санкт-Петербург, около 1909 года. 

 

 

6. Императорский провенанс взбудоражил рынок 👑 

 

Работы с установленным провенансом (историей владения предметом) являются наиболее ценными. Для специалиста всегда интересно обнаружить образец творчества, который прошел через аристократическую семью одного из известных покровителей Фаберже. За последние 10 лет именно коллекции с императорским и королевским провенансом стали причиной, которая взбудоражила рынок.

 

Провенанс работ можно быть прослежен глубже, если на изделии есть оригинальный нацарапанный инвентарный номер. Этот номер иногда можно использовать для того, чтобы найти оригинальной счет фирмы Фаберже, относящийся к этой работе, который может раскрыть нам, кто купил это произведение, когда и за сколько.

 

7. Российский двор любил щедрые подарки 🎁

 

Императорские подарочные работы Фаберже представляют собой еще одну важную область коллекционирования, часто они обладают дипломатическим провенансом. Российский императорский двор славился вручением щедрых подарков российским и иностранным сановникам.


Самым ценным подарком была украшенная драгоценными камнями табакерка с портретом императора. Более распространенные подарки включали небольшие ювелирные изделия: броши, запонки и булавки для галстука, украшенные императорской символикой.

 

8. Фаберже был поклонником падуба 🌲

 

Не менее 500 различных мастеров, работавших на фирму Фаберже, принимали участие в создании каждого элемента шедевра фирмы, в том числе коробок, в которые укладывались изделия. Хотя Фаберже иногда менял тип используемого дерева и цвет бархатной подкладки, оригинальные коробки чаще всего изготовлялись из дерева падуб (небольшое вечнозеленое дерево, произрастающее в Европе) и выкладывались изнутри шелком кремового цвета и бархатом. На шелк наносился императорский герб, наименование фирмы и список городов, где находились ее филиалы: Санкт-Петербург, Москва, Одесса и Лондон.

 

Как часто бывает, оригинальная коробка очень быстро теряла связь со своим содержимым, поэтому найти изделие, которое идеально подходит к оригинальной коробке становится чрезвычайно интересной задачей.

 

Редкий случай изделия Фаберже в оригинальной коробке. Украшенная драгоценными камнями и золотом императорская подарочная коробка и золотая с эмалью брошь в форме божьей коровки Фаберже, клеймо мастера Михаила Перхина, Санкт-Петербург, 1899 - 1903 гг.

 

9. Карл Фаберже лично контролировал дизайн 👀

 

В распоряжении исследователей осталось всего лишь 80 работ с цветами и фруктами. Дизайн часто разрабатывался самим Карлом Фаберже. Затем работа выполнялась поэтапно: установка драгоценных камней, покрытие цветов эмалями, добавление золотых стеблей и трав и, наконец, сборка цветов. Качество установки цветка, индивидуализация его частей и продуманность дизайна являются важными признаками того, что работа была создана Фаберже.

 

В творчестве фирмы Фаберже сложнее всего определить подлинность резных фигурок животных и статуэток, выполненных из полудрагоценных камней. Фаберже работал со многими талантливыми гранильщиками драгоценных камней в России и Германии. Вот почему сложно отличить произведения фирмы от собственных произведений гранильщиков.

 

Фаберже часто заново полировал фигурки, которые они продавали, и полностью отвечал за их дальнейшее декорирование, поэтому ключевые элементы изучения – финишная полировка и крепление элементов изделия из полудрагоценного камня.

 

Ожерелье из 22 изготовленных из драгоценных камней, золота, серебра, полудрагоценных камней, гильошированных и покрытых эмалью подвесок в виде яиц.

 

 

10. Московский филиал специализировался на изделиях из серебра 

 

После успеха в Санкт-Петербурге в 1887 году фирма основала филиал в Москве. Будучи исторический центром торговли серебром в России, Москва предоставила новые возможности фирме Фаберже расширить диапазон своих изделий. Монументальные произведения фирмы Фаберже в серебре изготавливались только в Москве и часто были оформлены в неорусском стиле.

 

Эклектичный характер дизайна, который можно видеть в изделиях московского филиала фирмы Фаберже, отражает разнообразие его клиентуры и значительно отличается от работ мастерских Санкт-Петербурга, которые мы чаще ассоциируем с маркой Фаберже. Что важно, работы московского филиала можно распознать и без особых меток и индивидуальных номеров.

 

11. Оригинальные эскизы дают бесценную информацию 👆

 

Наброски оригинальных эскизов Фаберже могут оказаться чрезвычайно полезными при изучении изделий – мы можем сопоставить имеющуюся работу фирмы Фаберже с ее оригинальным эскизом.

Изучение творчества Фаберже получило новый импульс после публикации двух важных книг, посвященных его эскизам и наброскам, в 1993 и 2000 годах. Изучение этих альбомов - очень хороший способ ознакомиться с отличительными деталями произведений Фаберже.

 

12. Мастерские использовали разные клейма - на кириллице или латыни 

 

Российская система отличительных знаков включает клеймо города производства, дату изготовления изделия, пробирное клеймо используемого золота или серебра и имя производителя. На работах фирмы Фаберже можно увидеть множество клейм, связанных с различными филиалами фирмы. Например, изделия, изготовленные в Санкт-Петербурге, отмечены клеймом «Фаберже» на кириллице, а московские работы отмечены клеймом «К. Фаберже» на кириллице и изображением двуглавого орла императорского герба. Изделия, которые были созданы для лондонского филиала, были отмечены клеймом Fabergé на латыни.

 

В состав Дома Фаберже входили несколько мастерских в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе, каждая из которых управлялась мастерами: Михаил Перхин, Эрик Коллин, Хенрик Вигстрём, Август Хольмстрём и Джулиус Раппопорт. 


Клеймо города и пробирное клеймо на изделии всегда должны соответствовать инициалам мастера.

 

Васильки из горного хрусталя на золотых стеблях Фаберже, Санкт-Петербург, около 1900 года.

 

13. Через 100 лет на изделии появляются следы незначительного износа 😱

 

Учитывая, что работам Фаберже более 100 лет, редко можно найти их образцы в первозданном состоянии. Небольшие царапины на поверхности и следы легкого износа не оказывают влияния на ценность изделия. А вот повреждение эмалевого покрытия работ Фаберже может стать проблемой, поскольку его качественное восстановление очень сложно.

При рассмотрении состояния изделия рекомендуется обратить внимание на наличие трещин в полудрагоценных камнях, повреждение функциональных частей рамок и часов, а также на отсутствующие или замененные золотые крепления.

 

14. С Фаберже соперничали другие ювелиры императорского двора 🙋

 

По мере изучения школы Фаберже развивался и интерес к конкурентам фирмы, потому что важные императорские подарочные изделия изготавливались не только Фаберже, но и несколькими другими российскими ювелирами, работы которых конкурировали с произведениями Фаберже, иногда превосходя их по качеству.

Одним из наиболее значимых конкурентов Фаберже была фирма Болина. В высшей точке своего развития Болин поставлял императорскому двору больше изделий, чем все другие ювелиры, вместе взятые. Самые ценные работы фирмы включали императорские диадемы и табакерки.

 

15. Коллекции работ Фаберже можно увидеть по всему миру 🚢

 

Британская королевская коллекция является одной из крупнейших и наиболее важных коллекций, в которой находится значительное количество работ фирмы Фаберже. Коллекция собиралась благодаря обмену подарками в дни рождения и рождественскими подарками между императорскими и королевскими семьями России, Дании и Великобритании. Она уникальна по своему качеству и широте охвата произведений искусства. Следите за выставками Фонда королевских коллекций (Royal Collection Trust), на которых демонстрируются работы фирмы Фаберже.

 

В музее Фаберже в Санкт-Петербурге и Оружейной палате Кремля в Москве выставлены около 20 пасхальных яиц Фаберже.

 

 

Источник материала: http://www.christies.com/Faberge-15-things

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

События

24.11.17 – 25.02.18: 

Выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат», ВДНХ, Москва

18.10.17 – 28.01.18: 

Выставка "Ilya & Emilia Kabakov. Not Everyone Will Be Taken Into the Future", Tate, Лондон

08.12.17 – 25.02.18:

Выставка "Владыки океана. Сокровища Португальской Империи XVI-XVIII вв.", Музеи Московского Кремля, Москва

23.11.17 – 02.04.18:

Выставка "Modigliani", Tate, Лондон

23.11.17 – 02.04.18:

Выставка "Борис Кустодиев. Фотографии и живопись.", Мультимедиа Арт Музей, Москва

Последние посты:

Please reload

Поиск по тегам: